- Ты опять нашел вопрос, который не должен был находить, потому что я не имею права на него ответить. Пойми: каникуляру не полагается знать о том, что происходит в школе. - Ты второй раз сегодня отказываешь каникуляру, - воскликнул я. - О, не терзай мое сердце! Мне так тяжело тебе отказывать! Но ведь я уже объяснял, что сказка имеет свои законы. И все-таки я отвечу тебе... Но без всяких подробностей. В самых общих чертах... - Конечно! Конечно!.. Без всяких подробностей! - И только в порядке исключения... - Конечно! Конечно! "И какая же это хорошая фраза: "в порядке исключения", - подумал я. - С ее помощью можно делать все, чего делать не полагается!" - Они готовятся ко дню открытия... - Чего? - нетерпеливо перебил я. - Кружка юнукров! - Юнукров?.. А при чем здесь зоопарк? - Больше я ничего не скажу. Никаких подробностей. - Но, дедушка, может быть, ты ошибся? Наверно, кружок юнкоров? Юных корреспондентов? - О, ты обижаешь меня: я никогда бы не посмел вводить в заблуждение каникуляра! Вообще-то Дед-Мороз разговаривал как все обычные люди, но только час- то употреблял восклицание "О!" Одна эта буква, поставленная вначале, придавала его фразам некоторую торжественность. И я, сам того не заме- чая, тоже стал иногда восклицать: "О, я пойду во двор! О, дайте мне вил- ку!.." - О, дайте мне немного подумать! - сказал я маме и папе после теле- фонного разговора с Дедом-Морозом. И ушел на улицу: мне хотелось побыть наедине со своими мыслями, раз- гадать, кто же такие эти юнукры. "Юнукры? - размышлял я. - Может быть, это "юные украшатели"? Но что они украшают? Школьный двор? Или улицу? Ничего интересного! А может быть, "юные укрепители"? Но что они укрепляют? Дисциплину в школе? Тоже нашли занятие! А если ни то, ни другое? Кто может ответить мне, объяс- нить?.. Конечно, только Валерик: ведь он не подчиняется законам сказки. Он может, если захочет!" Через несколько минут я был у Валерика: - Дай слово, что ответишь мне на один вопрос! - Прости, но я должен знать, на какой именно. - Кто такие юнукры? Объясни! Ведь я же провел вас всех в зоопарк... Я не договорил последнюю фразу, сообразив, что она не понравится Ва- лерику. - А тебе очень интересно узнать? - О, просто до смерти интересно! - воскликнул я. - Ну ладно... Ототри на меня внимательно: в оба глаза! Слушай меня внимательно: в оба уха! Это юные укротители! Сокращенно получается: юнукры. Понимаешь? - Понимаю... И чем же вы будете заниматься? - Дрессировать, укрощать... - Кого? - Потом, когда закалим свою волю по-настоящему, может быть, даже и хищников. - А зачем же ты интересовался в зоопарке кроликами, белыми мышами и ежами? Их ведь никто не дрессирует. - А мы попробуем! И кроликов, и ежей, и белых мышей... Но, главным образом, кошек! - Почему? - удивился я. - Потому что многие хищники принадлежат к семейству кошачьих. Мы бу- дем на кошках привыкать, тренироваться... Ты вообще-то, я надеюсь, зна- ешь, что отряд хищных делится на разные семейства? И семейство кошачьих как раз в этом отряде. А наша домашняя кошка, между прочим, произошла от дикой нубийской буланой кошки, потомки которой и сейчас живут в Африке. - Это в учебнике зоологии написано? - Да. Валерик в последнее время часто произносил разные цитаты из учебни- ков. Мне хотелось тоже пощеголять такими умными фразами, но я не мог: мама спрятала все мои учебники в шкаф и заперла их на ключ. Так поступила мама, которая раньше считала, что каждая прочитанная книга, как и день, проведенный в школе, - "это крутая ступенька вверх". - День открытия кружка станет у нас как бы традиционным днем юных ук- ротителей, - продолжал Валерик. - И через год, и через два, и через три мы будем устраивать в этот день представления, сеансы дрессировки и па- рады юнукров. Каждый юный укротитель будет вести на поводке или нести на руках свое подшефное животное. - На этих парадах представители семейства кошачьих сожрут всех ваших белых мышей, - сказал я. - Мы установим мир и дружбу между животными! А ежи, кстати, тоже ло- вят мышей. И считаются очень полезными, - сообщил Валерик. - Так в учебнике написано? - А что? - Я учебников не читаю. - Это я знаю. - А что там написано про семейство собачьих? - Прости, но такого семейства не существует. - Какая ужасная несправедливость! - воскликнул я. - Семейство ко- шачьих есть, а собачьих - нету. - Зато есть семейство псовых! - Ах, все-таки есть? Ну, тогда я спокоен! - Про собак-то вообще много чего написано. Но у нас собак не хватает. Никто не хочет их отдавать: все-таки друзья человека! Я объясняю своим укротителям: "Вы же все равно и в кружке будете шефствовать над ними, воспитывать их". Говорят: родители не согласны. Мы даже решили дворняжек принимать... - А меня примете? - тихо спросил я. - Куда? В кружок? Просто не сможем. - Та-ак... Значит, дворняжки для вас подходят, а я нет? - Пойми: ты никак не можешь стать юнукром! - Почему? - У юнукров должна быть воля! И потом... мы будем дрессировать на на- учной основе. А ты учебников не читаешь. - Та-ак... Понятно. Значит, я вам сегодня открыл вход в зоопарк, а вы для меня вход закрываете... С этими словами я решительно направился к двери. Но когда я уже взял- ся за ручку, меня неожиданно осенила одна идея. И я повернулся к Валери- ку: - Значит, породистых собак у вас не хватает? - Нет. - О, это прекрасно!..
|